Омская область Омский район с. Морозовка

Организация учебного процесса

Особенности осуществления образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс  строится,  с учётом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса  обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции об­разовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной централь­ной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появ­ляются многочисленные возможности для практики, экспериментирова­ния, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позво­ляет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический подход позволяет оптимально организовать образова­тельный процесс для детей с особыми потребностями.
Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный пе­риод—1-2 недели.
Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в груп­пе, и уголках развития.
Для каждой возрастной группы дано комплексно-темати­ческое планирование, которое следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.
Отдельно выделена в Программе культурно-досуговая деятельность. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональ­ное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Формы работы и задачи развития культурно-досуговой деятельности, примерные перечни развлечений и праздников даны для каждой возраст­ной группы в разделах по возрастам.
 
Дошкольное образование представляет собой первый уровень общего образования. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими в дальнейшем образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации. Специфика дошкольного возраста, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают также неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.
Образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом Примерных образовательных программ. В одной и той же образовательной организации для разных групп с разной продолжительностью пребывания детей могут разрабатываться различные программы.
Конкретное содержание образовательных программ зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка):
  • в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
  • в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
  • для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
При реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в целях определения эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
При осуществлении образовательной деятельности длительность занятий не должна превышать установленных нормативов. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять занятия на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность непрерывных занятий:
  • для детей от 3 до 4-х лет — не более 15 минут;
  • для детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 минут;
  • для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 минут;
  • для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине этого времени проводят физкультурные минутки. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста могут осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Их продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день.

Модель воспитательно-образовательного процесса

Модель воспитательно-образовательной  деятельности с детьми простроена на основе следующих системообразующих компонентов:

  • Обогащение предметно-пространственной среды развития ребенка во всех помещениях детского сада
  • Мониторинг (системное изучение индивидуального продвижения  каждого воспитанника)
  • Органичное взаимопроникновение основного и дополнительного дошкольного образования
  • Вовлечение родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность детского сада и семьи
  • Сотрудничество с внешними организациями для обогащения и углубления социально-культурной среды детского сада

                          Модель воспитательно-образовательной  деятельности на день.

Линии развития ребенка Первая половина дня Вторая половина дня
Физическое развитие и оздоровление Прием детей на воздухе в теплое время года, утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты), гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта) Сон
Закаливание (облегченная форма одежды, прогулка со стимуляцией двигательной активности) Гимнастика пробуждения
Физкультурное занятие и физкультминутки на занятиях Закаливание (воздушные ванны, ходьба по массажным дорожкам, дыхательная гимнастика, растирание массажными перчатками)
Физкультурный досуг (игры и развлечения)
Самостоятельная двигательная активность
Познавательное развитие ООД ООД
Беседы Индивидуальная работа
Игры с дидактическим материалом Досуг познавательного характера
Экскурсии
Социально-личностноеразвитие Прием детей и оценка эмоционального состояния с последующей коррекцией плана работы на день Индивидуальная работа
Формирование навыков культуры поведения за столом Трудовые поручения, работа в книжном уголке
Формирование навыков культуры общения Сюжетно-ролевые и театрализованные игры
Свободные игры с детьми Занятия по дополнительному образованию
Художественно-эстетическоеразвитие НОД НОД
Работа над эстетикой быта Индивидуальная работа
Индивидуальная творческая деятельность детей Музыкально-художественный досуг
Экскурсии

Используемые методы и формы работы.

  • Игра

— дидактические игры

— сюжетно-ролевые игры

— интеллектуальные игры-развлечения

— игра-путешествие

  • Совместная образовательная деятельность
  • Познавательные беседы
  • Развлекательные мероприятия

— развлечения

— праздники

— конкурсы

— экскурсии

— встречи с интересными людьми

  • Совместная деятельность с педагогом

-труд

-бережное отношение к окружающим предметам

  • Метод проблемного обучения

-решение путаниц

-решение проблемных задач

-постановка поисковых вопросов

-решение кроссвордов, шарад, головоломок

  • Исследовательская деятельность

-индивидуальная исследовательская деятельность

-коллективная исследовательская деятельность

  • Творческая деятельность

-изобразительная деятельность

-продуктивная деятельность

-театральная деятельность

  • Чтение художественной литературы

Известно, что развитие ребенка зависит и от соответствующей обстановки, т.е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуаль­ным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

При организации развивающего пространства группы  используется принцип интеграции, позволяющий сочетать детскую  деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими видами деятельности, что, обогащает познавательную деятельность, наполняет ее реальным смыслом и содержанием.

Модель взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ в реализации ООП

Организация гибкого режима пребывания воспитанников в ДОУ не возможно без налаженной системы взаимодействие специалистов ДОУ. Взаимодействие специалистов позволяет разнообразить содержание, формы, методы воспитания детей, и организовать здоровьесберегающий режим. Каждый из специалистов вносит свои коррективы при составлении режима пребывания детей в ДОУ, с учётом специфики своего направления, что позволяет учесть все моменты необходимые для успешного развития ребёнка.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя являются:
— взаимодействие со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в ООД, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.
-консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств.
          
            Интеграция и координация деятельности специалистов и воспитателей в реализации образовательных областей ООП предполагает:
— согласование разделов по направлениям деятельности и образовательным областям;
— обсуждение и формулирование общих понятий;
— установление связи образовательных задач;
— согласование по времени;
— совместное планирование работы с детьми в рамках ООД, ОД в РМ, самостоятельной деятельности;

— совместные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в образовательной и воспитательной работе;
— разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
— реализация технологии совместной проектной деятельности.

Режим дня в холодный период года

 

Виды деятельности 1-я младшая группа 2-я младшая, средняя группы Старшая, подготовительная

группы

Дома
Подъем, утренний туалет , прогулка с родителями 6.20-7.30 6.30-7.30 6.30-7.30
В детском саду
Прием детей, осмотр, разнообразная детская деятельность

(с учетом перечня, групповых традиций, ритуалов, событий) в соответствии с темой

7.30-8.15 7.30-8.20 7.30-8.30
Утренняя гимнастика 8.15-8.20 8.20-8.30 8.30-8.40
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20-8.40 8.30-8.55 8.40-8.55
Разнообразная детская  деятельность 8.40-9.00 8.55-9.00 8.55-9.00
Непосредственно  образовательная деятельность (по подгруппам) 9.00-9.50 9.00-10.10 9.00-10.20
Подготовка к прогулке, прогулка 9.50-11.20 10.10-12.00 10.20-12.10
 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 11.20- 11.45 12.00- 12.20 12.10- 12.20
Подготовка к обеду, обед 11.45-12.20 12.20-12.55 12.20-12.55
Спокойные игры, подготовка ко сну 12.20-12.30 12.55-13.10 12.55-13.10
Дневной сон 12.30-15.00 13.10-15.00 13.10-15.00
Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные,  водные процедуры 15.00-15.20 15.00-15.15 15.00-15.15
Самостоятельная деятельность 15.20-15.40 15.15-15.45 15.15-15.45
Подготовка к ужину, ужин 15.30- 16.00 15.40- 16.00 15.40- 16.00
Непосредственная образовательная деятельность, групповые традиции, самостоятельная деятельность 16.00-16.45 16.00-16.30 16.00-16.35
Подготовка к прогулке, прогулка 16.45-17.30  16.30-17.30 16.35-17.35
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход домой 17.30-18.00 17.30-18.00  17.35-18.00
Дома
Прогулка, II ужин 18.00-20.20 18.00-19.30 18.00-19.30
Спокойные игры, гигиенические процедуры 20.20-20.45 19.30-21.00 19.30-21.00
Укладывание, ночной сон 20.45-6.20 21.00-6.30 21.00-6.30

 

Режим дня в теплый период года

Виды деятельности 1-я младшая группа 2-я младшая, средняя группы Старшая, подготовительная

группы

Дома
Подъем, утренний туалет, прогулка с родителями 6.20-7.30 6.30-7.30 6.30-7.30
В детском саду
Прием детей, осмотр, разнообразная детская деятельность

(с учетом перечня, групповых традиций, ритуалов, событий) в соответствии с темой

7.30-8.15 7.30-8.15 7.30-8.15
Утренняя гимнастика 8.15-8.20 8.20-8.30 8.30-8.40
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20-8.50 8.30-9.00 8.40-9.05
Разнообразная детская  деятельность 8.50-9.30 9.00-9.30 9.05-9.30
Подготовка к прогулке, прогулка 9.30-10.00 9.30-9.45 9.30-9.45
Занятия на прогулке 10.00-10.15 9.45-10.10 9.45-10.15
Игры, наблюдения, воздушные и солнечные ванны 10.15-11.25

 

10.10-12.00 10.15.12.15
 Возвращение с прогулки,  водные процедуры, самостоятельная деятельность 11.25- 11.45 12.00- 12.20 12.15- 12.30
Подготовка к обеду, обед 11.45-12.35 12.20-13.00 12.30-13.00
Спокойные игры, подготовка ко сну 12.35-12.50 13.00-13.10 13.00-13.10
Дневной сон 12.50-15.00 13.10-15.00 13.10-15.00
Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные,  водные процедуры 15.00-15.20 15.00-15.20 15.00-15.20
Самостоятельная деятельность 15.20-15.30 15.20-15.40 15.20-15.40
Подготовка к ужину, ужин 15.30- 16.10 15.40- 16.20 15.40- 16.20
Подготовка к прогулке, прогулка 16.10-17.30  16.20-17.30 16.20-17.30
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход домой  

 

17.30-18.00

 

 

17.30-18.00

 

 

17.30-18.00

Дома
Прогулка, II ужин 18.00-20.20 18.00-19.30 18.00-19.30
Спокойные игры, гигиенические процедуры 20.20-20.45 19.30-21.00 19.30-21.00
Укладывание, ночной сон 20.45-6.20 21.00-6.30 21.00-6.30

 

minobrrosobrriacfipi